Лом электродвигателей: искусство извлечения ценности из отслужившего механизма
Когда верный труженик – электродвигатель – исчерпывает свой ресурс, возникает вопрос: как извлечь максимальную пользу из отслужившего механизма? Сдача его в металлолом – решение рациональное, но требующее взвешенного подхода. Ведь в этом сложном устройстве скрыты ценные компоненты: медь, чугун, электротехническая сталь, алюминий, – материалы, пользующиеся высоким спросом на вторичном рынке. Сдать двигатель целиком – значит существенно снизить потенциальную выгоду. Оптимальным решением является его разборка и разделение на составляющие элементы.
Разборка электродвигателя: тернистый путь к ценному лому
Электродвигатели, несмотря на общее предназначение, отличаются по конструкции, мощности и принципу действия. Существуют асинхронные и синхронные двигатели, двигатели постоянного тока, однофазные и трехфазные, малой, средней и большой мощности. Каждый тип требует индивидуального подхода при разборке для максимально эффективного извлечения ценных материалов.
Безусловно, разборку можно доверить специализированным предприятиям, занимающимся переработкой металлолома. Однако, при наличии необходимых навыков и инструментов, эту операцию можно осуществить самостоятельно, превратив ее в прибыльный процесс сортировки металлов и сплавов. Существует несколько способов разделки. Наиболее распространенный – вскрытие корпуса, отделение статора от ротора и последующая сортировка деталей. Механизированные методы сепарации в данном случае часто оказываются неэффективными, поэтому основная работа выполняется вручную. Сложность представляет извлечение медной или алюминиевой обмотки, отделение электротехнической стали от изоляции, а также демонтаж вала.
Разборка двигателя: мастерство и усердие
Как же разобрать электродвигатель быстро, эффективно и с минимальными потерями? Оптимальный подход – аккуратный демонтаж с использованием специализированных инструментов. Для начала отрезают фронтальную часть обмотки статора и ротора с помощью дисковой пилы. Затем применяют метод термической обработки – обжиг изоляции. После выгорания изоляционного слоя медные провода легко извлекаются. Далее обжигают лобовую часть и спрессовывают медную обмотку.
Последовательность разборки играет ключевую роль:
- Снимают крышку, освобождают и извлекают крепежные детали.
- Демонтируют подшипники, используя съемники.
- Извлекают ротор.
- Снимают заднюю крышку и извлекают вал.
- Распаивают соединения и извлекают обмотку.
Для упрощения процесса удаления обмотки статора существуют специальные станки, оснащенные гидравлическими или механическими приспособлениями.
Все извлеченные части сортируют по видам металла. Затем, для разделения сложных узлов, применяют пневматический молоток с зубилом, предназначенный для дробления коллектора и корпуса двигателя. Медьсодержащие узлы разрезают на фрагменты длиной 150-200 мм для облегчения дальнейшей переработки. Для извлечения алюминиевых частей применяют термическую обработку: нагревают ротор до температуры 650-700°C и выдерживают в течение 1,5-2 часов, чтобы выплавить алюминиевые стержни.
Определение содержания меди: искусство анализа
При таком тщательном подходе к разделке металла проблема определения содержания меди сводится к минимуму. Оценка массы стальных, чугунных, алюминиевых и медных составляющих становится простой задачей. Пневматическая очистка с использованием промышленных пылесосов позволяет эффективно отделить медь от легких материалов: резины, пластика, остатков изоляции.
Для точной количественной оценки содержания меди в особо сложных случаях используют метод спектроскопической сортировки с применением лазерной эмиссии. Лазерный луч направляется на поверхность металла, отражается и анализируется спектральным датчиком, который определяет марку меди и ее содержание по длине волны характеристического излучения. Однако этот метод наиболее эффективен для анализа чистой меди, свободной от краски и жировых загрязнений.
Оценка количества меди в кабельной продукции – задача более трудоемкая. В пунктах приема металлолома кабели сортируют по толщине и количеству слоев изоляции. В случае многослойной изоляции, наружный слой удаляют вручную или механическим способом. Затем медную проводку режут на куски, отделяют от изоляции, очищают и взвешивают.
Цена лома электродвигателей: вознаграждение за труд
Среднерыночная цена на лом электродвигателей в России варьируется в зависимости от региона, качества лома и текущей конъюнктуры рынка. В среднем, цена составляет около 50 руб/кг. Сдача двигателей в неразобранном виде обойдется дешевле, примерно в 25-35 руб/кг. Некоторые недобросовестные приемщики могут попытаться принять их как лом черных металлов категории 3А, что крайне невыгодно.
Цена на лом электродвигателей определяется объемом работы по дроблению корпуса и сепарации металлов, а также содержанием цветных металлов, в частности меди и алюминия.
При наличии большого количества двигателей, целесообразно разделить медь и чугун. Для выполнения этой работы можно привлечь наемных рабочих: один будет заниматься разборкой корпусов, другой – извлекать медь. При больших объемах работы процесс может занять несколько дней, но затраты на оплату труда (в среднем 1500-2000 рублей в день) с лихвой окупятся доходом от сдачи меди и чугуна.
Лом электродвигателей, цена которого определяется массой, мощностью и конструкцией, является ценным источником вторичного сырья для металлургических предприятий и способствует снижению нагрузки на природные ресурсы.
Электродвигатели 4А, 4АМ масса, кг при числе пар полюсов |
||||||||
Мощность, кВт | 2/3000 об/мин | 4/1500 об/мин | 6/1000 об/мин | 8/750 об/мин | ||||
электродвигатель | медь, кг | электродвигатель | медь, кг | электродвигатель | медь, кг | электродвигатель | медь, кг | |
0,06 | 3,3/3 | 0,419/0,485 | ||||||
0,09 | 3,3/3 | 0,426/0,440 | 3,3/3 | 0,542/0,534 | ||||
0,12 | 3,3/3 | 0,542/0,534 | 4,5/4,3 | 0,50/0,48 | ||||
0,18 | 4,5/4,3 | 0,42/0,38 | 4,5/4,3 | 0,55/0,63 | 6,3/6,1 | 0,64/0,62 | ||
0,25 | 4,5/4,3 | 0,45/0,44 | 6,3/6,1 | 0,59/0,61 | 6,3/6,1 | 0,83/0,85 | 15,1/14 | 0,95 |
0,37 | 6,3/6,1 | 0,58/0,55 | 6,3/6,1 | 0,59/0,61 | 15,1/14 | 0,97 | 17,5/17,1 | 1,16 |
0,55 | 6,3/6,1 | 0,60/0,62 | 15,1/14 | 0,92/0,93 | 15,1/14 | 1,08/1,11 | 20,0/19,5 | 1,33/1,34 |
0,75 | 15,1/14 | 0,91/0,93 | 15,1/14 | 0,94/0,97 | 17,5/17,1 | 1,24/1,19 | 25,5 | 1,58/1,62 |
0,9 | 25,5 | 1,59/1,53 | ||||||
1,1 | 15,1/14 | 0,96/0,92 | 17,5/17,1 | 1,36/1,35 | 20,0/19,5 | 1,58/1,51 | 25,5 | 1,91/1,9 |
1,2 | 25,5 | 1,91/1,87 | ||||||
1,5 | 17,5/17,1 | 1,59/1,51 | 20,0/19,5 | 1,49/1,44 | 28,7/25,5 | 1,95/1,92 | 42,0/40,5 | 2,28/2,25 |
1,7 | 28,7/25,5 | 1,88/1,90 | 42,0/40,5 | 2,56/2,49 | ||||
2,2 | 20,0/19,5 | 1,82/1,74 | 28,7/25,5 | 1,92/1,87 | 42,0/40,5 | 2,28/2,25 | 56,0/54,0 | 3,04/3,16 |
2,4 | 28,7/25,5 | 1,92/1,93 | ||||||
3 | 28,7/25,5 | 2,51/2,6 | 36,0/36,4 | 2,80/2,95 | 56,0/54,0 | 3,05/2,99 | 56,0/54,0 | 3,45/3,65 |
3,5 | 28,7/25,5 | 2,50/2,42 | ||||||
4 | 36,0/36,4 | 3,76/3,64 | 42,0/40,5 | 2,81/2,95 | 56,0/54,0 | 3,42/3,42 | 77,0/72,0 | |
5,5 | 42,0/40,5 | 4,12/4,0 | 56,0/54,0 | 3,49/3,53 | 77,0/72,0 | 4,35/4,38 | 93,0/90,0 | |
7,5 | 56,0/54,0 | 4,79/4,71 | 77,0/72,0 | 5,44/5,20 | 93,0/90,0 | 4,94/5,07 | 135,0 | 7,3 |
11 | 93,0/90,0 | 93,0/90,0 | 6,09/6,26 | 135,0 | 7,9/8,1 | 160,0 | 8,4/8,5 | |
15 | 130,0 | 9,0/9,2 | 135,0 | 9,9/10,9 | 160,0 | 9,2/9,3 | 195,0 | 11,7/11,6 |
18,5 | 145,0 | 9,7/9,6 | 160,0 | 11,3/11,2 | 195,0 | 12,1/12,2 | 270,0 | 13,5/13,1 |
22 | 165,0 | 12,5/12,3 | 175,0 | 13,2 | 270,0 | 15,9/15,8 | 310/300 | 14,5 |
30 | 185,0 | 14,8/14,4 | 195,0 | 14,5/14,4 | 310/300 | 16,8/16,6 | 355 | 19,4/19,3 |
37 | 255/250 | 19,7/19,5 | 270 | 17,6/18,1 | 355 | 21,3/21,6 | 490 | 22,7/23,5 |
45 | 280/275 | 21,0/20,7 | 310/300 | 20,5/19,5 | 490 | 26,6 | 535 | 26,8/25,8 |
55 | 355/350 | 24,8/24,7 | 355 | 25,8/25,1 | 535 | 27,0/27,9 | 785 | |
75 | 470 | 33 | 490 | 39,6/38 | 785 | 835 | ||
90 | 510 | 34,8/35,0 | 535 | 43,8/40,0 | 835 | 875 |